КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Массовая застройка жилых районов, кварталов до-Ч Мами заводского производства обусловила, помимо ре­шения множества технических задач (связанных с изго­товлением различных изделий, их прочностью, тран­спортировкой, монтажом зданий и пр.), необходимость поиска новых архитектурных решений, основой которых является не фасад каждого здания, как это было при­нято в течение многих лет, а общее объемно-простран­ственное решение всего комплекса в целом, базиру­ющееся на единстве целесообразности и красоты.

Под целесообразностью здесь подразумевается соче­тание наиболее благоприятных условий для жизни лю­дей жилого образования: квартала, микрорайона, райо­на: удобное размещение (вблизи от жилых домов) ма­газинов, культурно-бытовых учреждений, рациональная сеть дорог для транспорта, пешеходов и многое другое.

Целесообразность — это также рациональное разме­щение самих домов с учетом требований ориентации по­мещений по странам света и местных природных ус­ловий. Гак, например, в районах, для которых свой­ственны сильные холодные ветры, постановка домов в виде заслона — одно из средств для создания более благоприятного микроклимата, его преобразования, под­нятия температуры во время стужи по сравнению с от­крытым местом на 5—6°.

Улучшить микроклимат дают возможность и зеленые насаждения, водоемы, даже такие небольшие, как пле — скательные бассейны. В жаркие дни благодаря им до­стигается местное понижение температуры на несколько градусов. А сколько удовольствия доставляет купание детям, а взрослым — тень деревьев, цветы.

Местный ландшафт в условиях массового жилищно­го строительства очень важный фактор, влияющий как на архитектурно-планировочные решения, так и на вы­разительность жилища. Именно ландшафт очень часто может подсказать своеобразное решение. Ведь характер застройки на холмистой местности должен быть иным, чем на спокойном рельефе. Имеющиеся зеленые насаж­дения — многолетние деревья, кустарники также прида­ют определенный колорит застраиваемой территории.

Об этом приходится упоминать, поскольку в прош­лом нередки были случаи, когда строительство начина­ли с выравнивания площадки, т. е. ликвидации «инди­видуальности», свойственной данному участку, которая в сочетании с элементами благоустройства (ступенями, подпорными стенками, дорожками среди зелени, наве­сами) могла быть основой для запоминающейся про­странственной композиции.

К первостепенным факторам, предопределяющим объемно-пространственное построение жилого массива, иг. уопя из условий целесообразности и красоты, следу­ет отнести этажность и характер объемов зданий. Так,, вертикальные башни в сочетании с протяженными дома­ми дают возможность более рационально использовать застраиваемую территорию, высвободить место для не­обходимых жителям площадок, зелени, т. е. достигнуть экономически целесообразной плотности застройки[16]. Та­кие дома также придают выразительность силуэту за­стройки, ее архитектурно-пространственному решению.

У некоторых людей бытует представление, что роль

Архитектора заключается лишь б украшении /фасадой: «оформлении» построенного дома. ‘

Безусловно, архитектор думает о внешнем’ виде до­ма. Но это лишь одна из разносторонних и сложных задач, которые должен решать и решает зодчий. В условиях нашего времени архитектор раньше всего градостроитель, создатель нужной среды, организатор пространства — «второй природы» для коллектива лю­дей, семьи, каждого человека в отдельности.

Говоря «среда», мы подразумеваем все то, что нас повсеместно окружает. Среда — это город с множеством его связей; это и жилой район, и микрорайон с находя­щимися здесь школой, магазином и прочими учрежде­ниями; среда — это и квартира, занимаемая каждой семьей. И от того, какова эта среда, определяется наш быт.

Конечно, объемно-пространственная выразитель­ность застройки не исключает требований к архитекту­ре каждого дома, но она должна увязываться с общим замыслом, составлять с ним единое целое.

Объемно-пространственное решение жилых комплек­сов— задача незнакомая архитекторам прошлых веков. В Древней Греции, Риме, в той же Помпее, в городах, родившихся позже, предметом заботы архитектора была площадь, форум, застроенный общественными зданиями с обязательными памятниками, скульптурными изобра­жениями в честь каких-либо исторических событий, про­славления военачальников, императоров.

При составлении же плана города, районов, где строились жилые дома, предусматривалась, как прави­ло, лишь сетка улиц с периметральной застройкой, архи­тектурный облик которой предопределялся лишь фа­садами домов, разрабатываемыми обычно вне зависимо­сти от окружения.

В современном городе с грохочущими трамваями, мчащимися с шумом автобусами и автомашинами уже нельзя удовлетвориться прежней постановкой домов вдоль улиц, застройкой по периметру квартала. Сама жизнь подсказывала необходимость некоторого удале­ния жилья от городского шума.

Архитекторы разных стран стали искать новые реше- шения, иную организацию пространства. Появились кварталы с рядами параллельно расположенных домов, обращенных к шумной улице торцами, с учетом наибо­лее рациональной ориентации окон по странам света, например, в средней полосе на восток и запад, что обес­печивает солнце в одних комнатах в первую половину дня, а в других — во вторую.

Однако подобная строчная, как ее называют, за­стройка с рядами механически поставленных корпусов, обращенными к улице часто совсем глухими торцами, делали как кварталы, так и улицы необычайно однооб­разными, монотонными. Не радовал и вид из окон квар­тиры — перед взором, куда ни глянешь, лишь стены ря­дом стоящего дома. Все одинаково: и сами дома, и их расстановка. При подобной застройке не было и дворов.

И снова поиски новых решений без обязательной периметральной или строчной геометрической за­стройки.

В новых проектах архитектор обращает внимание не только на рациональную ориентацию дома по странам света, но и учитывает местные природные особенности (рельеф, зеленые насаждения, реку, пруд и т. д.), т. е. все то, что может придать индивидуальность, живопис­ность новому жилому комплексу.

Подобная «свободная планировка», как ее в дальней­шем стали называть, основывающаяся на рациональной организации пространства, на единстве красоты и целесо­образности, и явилась основой для гармонического раз­вития современного жилищного строительства.

Свободная планировка понимается не как любая случайная расстановка домов, а как организация про­странства, в основе которого лежит определенная ком­позиция, учитывающая как требования рациональной организации быта людей, так и архитектурно-художе­ственной выразительности застройки (рис. 55).

Композиция застройки понимается как цельный ком­плекс, в котором все должно гармонически сочетаться — объемы зданий, окружающая природа, благоустройство, включая и то, что принято называть «малыми форма­ми» — киоски, стенды для рекламы, скамейки и др.

Композиция по замыслу архитектора — это общность, где есть основное и соподчиненное, которое часто мо­жет явиться и фоном для главного.

В зависимости от местных условий организующим началом застройки может служить один из элементов ландшафта: пруд, река, озеро, лесной массив, парк и др. Каждый такой эдемент в значительной мере предопре-

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 55. Микрорайоны с учреждениями культурно-бытового обслу­живания

Деляет и размещение зданий для раскрытия меняющих­ся перспектив, видов.

В условиях обычной городской застройки центром композиции может служить площадь с расположенным на ней общественным зданием, торговым центром, кино­театром. И в зависимости от планируемой величины площади, характера общественных зданий, их объема будет определяться и все остальное. Так, например, крупный торговый центр большого городского района обусловит и несколько иное окружение по сравнению с небольшим по объему зданием торгового центра микро­района.

Доминирующими. на организуемой территории мо­гут быть группа домов, а также и один дом, например более высокий или состоящий из нескольких объемов, образующих выразительный силуэт.

Организующим началом может быть и сохранивше­еся с давних времен интересное по своей архитектуре здание.

Рассматривая архитектуру жилого комплекса в це­лом и каждого здания в отдельности, следует учитывать и «точки» их восприятия. Весь комплекс и его отдельные элементы — группы домов воспринимаются на некото­ром удалении. Общий вид и меняющиеся при движении перспективы воспринимает и человек, едущий в авто­машине, автобусе. Удаленность от рассматриваемых со­оружений, быстрота передвижения обусловливают и определенную специфику восприятия: видится общее, внимание акцентируется на контрастах.

При знакомстве с архитектурой отдельного дома на близком расстоянии открываются ранее скрытые для взора детали. По мере приближения к зданию уже не­безразлична и форма балкона, различается материал, из Которого выполнено ограждение: металл, дерево, пла­стик. И конечно, обращается внимание на характер че­редований балконов или лоджий на плоскости стены дома, на то как сделан вход в дом — с навесом, ограж­дением," развитой площадкой в сочетании с зеленью и Цветами или как-либо по-иному (рис. 56), какова вход­Ная дверь и даже дверная ручка.

Находясь вблизи дома, мы воспринимаем не только его цвет в целом, но и дополнительные цвета, если они нашли применение, например, цвет стен лоджии, входа, ограждений балкона и др.

Рис. 56. Оформление входа в жилой дом

А — жнлые дома 10-го квартала Новых Черемушек в Москве — вэ; г — жнлой дом на наб. Шевченко в Москве

Района «Ладзинай» в Вильнюсе; в жнлой дом на ул. Дмитрова в Моск-

Все перечисленные частности и придают Своеобразй группе домов, отдельным домам.

Архитектура каждого здания должна учитывать ос" бенности материала, из которого выполняется сооруж ние. Это условие всегда определяло истинную архитек туру в разные эпохи.

Наружная стена дома, выложенная из кирпича, обычно делалась значительной толщины, что обуслов­ливалось необходимостью защиты помещений от холода и восприятия тяжести как лежащих на ней перекрытий,

Так и вышележащих кирпичей. Недаром сте­ны кирпичного много­этажного дома в нижних этажах всегда толще, чем в верхних.

В архитектуре кирпич­ного и каменного дома с давних времен стремились подчеркнуть массивность стены. Это достигалось богатой светотенью, со­здаваемой выступающи­ми из толщи стены кар­низами, тягами, заглуб лениями — нишами, т. рельефом поверхност; стены.

В древних памятника — архитектуры толщин стены подчеркивалас также глубокими откоса ми очень небольших п’ размерам окошек.

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Примером решени ;тены могут служить па таццо (дворцы) богаты вельмож эпохи Ренессан са в значительном коли честве строившиеся XV—XVI вв. Каменны блоки нижнего этажа Рис. 57. Фрагмент стены палаццо обычно трехэтажного ДО — Риккарди Медичи ма делались болыпег

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 58. Конструктивные схемы жилых зданий

А — кирпичный дом с продольной несущей стеной; б — крупноблочный дом с продольной несущей стеной; в — крупнопанельный дом с несущими попереч­ными стенами; г — каркасно-панельный дом с навесными панелями

Размера в виде грубо обработанных рустов с развитым рельефом. Очень резко выделялись швы между рядами камней (рис. 57).

Гладко тесаные блоки (квадры) второго этажа — значительно меньших размеров по сравнению с рустами первого этажа. Швы между отдельными камнями выгля­дят достаточно четкими.

Совсем по-иному выполнена кладка третьего эта­жа— небольшие камни здесь почти не читаются — стена смотрится гладкой.

Характер обработки стен палаццо подчеркивает тол­щину стены первого этажа, постепенное уменьшение ее толщины кверху, т. е. ее «работу» по восприятию нагру­зок. Живописная благодаря светотеням стена палаццо со сравнительно небольшими окнами, не разрушающи­ми плоскость, — основной элемент архитектурно-худо­жественной выразительности здания.

Совсем иной является стена крупнопанельного дома. Панели выполняются из материалов, обладающих высо­кими теплоизоляционными свойствами. Тяжесть веса перекрытий (нагрузки) принимают на себя не наружные и внутренние продольные стены, как обычно в кирпич­ном доме, а поперечные, их так и называют — несущие стены (рис.58).

Панели несут груз лишь вышележащих панелей, а в доме каркасно-панельной конструкции лента панелей не несет и этой нагрузки, поскольку последние крепятся к несущему каркасу. Это дает возможность делать сте­ну крупнопанельного дома по сравнению с кирпичной значительно более тонкой (для средней полосы в преде­лах 30 см).

Необходимость художественного выражения работы конструкции зданий (то, что называют тектоникой) об­условливает и иную архитектуру крупнопанельного до­ма — архитектуру, способную выявить «конструктивную сущность» стены, служащей лишь легким ограждением, а не мощной преградой, воспринимающей большие на­грузки. Гладкая стена крупнопанельного дома служит фоном для других, представляющих значимость для ху­дожественной выразительности здания элементов — балконов, лоджий, эркеров, чередующихся в определен ном ритме и придающих пластичность сооружению.

Выше говорилось об объемно-пространственном по строении композиции жилого комплекса, т. е. о том, что является основой архитектурного решения современно­го жилища, о тектонике сооружения.

Каковы же художественные средства, при помощи которых формируется пространство, создается та или иная композиция, достигается выразительность как за­страиваемого квартала и района, так и отдельного до­ма? Некоторые из них уже упоминались, в частности» %
Ритм — закономерное повторение, чередование сораз­Мерных элементов.

Ритм мы повсеместно наблюдаем в природе (чере­Дование времен года, дня и ночи), ритм характерен и Для других видов искусства, в том числе музыки, танца.

В архитектуре, в частности при застройке жилых об­разований, это определенное повторение групп жилых домов, отдельных зданий одинаковых или различных по этажности, своему объемному построению, цветовой гамме, например расстановка в определенной последо­вательности домов повышенной этажности среди более низких домов (рис. 59).

Применительно к отдельному жилому дому ритм — это характер размещения окон, балконов, лоджий, эрке­ров на плоскости стены: сплошь одни и те же окна при одинаковых простенках, чередование попарно рас­положенных окон (малый и большой простенок между ними), а также окон и балконов или лоджий. Последние могут чередоваться группами из двух — четырех элемен­тов. Все это различные закономерности ритма (рис. 60).

Ритм может характеризоваться и определенным на­ращиванием интервалов, увеличением размеров элемен­тов, выражая динамику, экспрессию или спокойствие и статичность.

Художественной выразительности застройки в целом и отдельного здания можно достигнуть, используя и Элементы контраста.

Контраст в архитектуре — это объемы большие и малые, сочетание элементов, развивающихся по вер­тикали и горизонтали (рис. 61), различных материалов и фактур (например, камня—стекла, гладкой поверхно­сти— шероховатой), это также и определенные цвето­вые соотношения.

Контраст не только противопоставление объемов, но и пространств. Соседство малого и большого помещения (пространства) с давних времен находит применение в архитектуре. Попадая из небольшой, низкой комнаты (аванзаЛа) в большой высокий зал, последний благода­ря контрастности пространств кажется большим, чем в Действительности.

97

Используется также прием сопоставления открытого и замкнутого пространства. Какой просторной часто ка­жется даже небольшая площадь после узенькой, зажа­той домами улицы.

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 59. Примеры ритмической организации застройки

А — кварталы экспериментального жилого района в юго-западной части. Москвы; б — жилой район Коньково-Деревлево в Москве

Находят применение в архитектуре и нюансные, т. е. не столь контрастные соотношения.

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Важное средство художественной выразительности в архитектуре — пропорции: соотношение между частями и целым, самими частями, т. е. соразмерность элементов здания и здания в целом. Все это определяет гармонич­ность форм, гармоничность сооружения.

Пропорциональность элементов может выражаться Как в соотношении линейных отрезков, так и геометри­ческом подобии фигур. Пропорциональность в виде гео­метрического подобия — это соотношение отдельных объемов, составляющих определенную Комполі1 цию зда­ния— симметричного или асимметричного, а гакже про­емов на плоскости стены.

Пропорциональности в архитектуре придавали ог­ромное значение в эпоху античности — расцвета архи­тектуры Греции, во времена Римской империи, эпохи Возрождения, ей посвящались целые трактаты. Анализ многих памятников архитектуры древности показывает, что они полностью строились на основе пропорций, определяющихся системой математических отношений.

Говоря о средствах художественной выразительности жилища, жилой застройки, нельзя не сказать о взаимо­связи архитектуры с другими видами искусства, в част­ности со скульптурой.

Речь идет не о скульптурных памятниках, устанавли­ваемых на больших городских площадях, соразмерных с их величиной и часто являющихся центром компози­ции, ее доминантой, а о малых формах, о скульптуре «интимной» по своему масштабу, абсолютной величине, соизмеримой с человеком, скульптуре, которую можно установить среди зелени, рядом с плескательным бас­сейном или в самом бассейне, а также о контурных изо­бражениях из металла на детских площадках и т. д.

Говоря о малых скульптурных формах, невольно вспоминаешь Ереван с его прекрасными питьевыми фон­танчиками на площадях, перекрестках улиц, в парках (рис. 62). Во многих городах подобные фонтанчики смо­гут найти место и в глубине квартала для утоления жа­жды играющей детворы и отдыхающих взрослых.

Талант зодчего в значительной мере предопределяет художественную выразительность всего архитектурного комплекса, его отдельных зданий, а также элементов благоустройства. Мы говорим: в значительной мере, поскольку впечатление, производимое любым закончен-, ным сооружением (группой зданий), помимо творческо­го замысла архитектора, определяет и то, как оно по­строено, т. е, качество строительства, а в дальнейшем И; Как содержится здание.

Но нередки, к сожалению, случаи, когда еще недав­но построенные дома на благоустроенном и озеленен-

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 60. Ритмическое чередование окон, лоджий, балконов, эркеров

А — дома в Давыдково в Москве; б —дома на ул. Ленина в Ташкенте; в —

В Москве

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 61. Контрастное сочетание домов различной этажности А-точечные башенные дома на фоне протяженной застройки в Ленинграде" ш7у пР°тяже1?ного Объема первого этажа н вертикали вышележа­

Щих этажей в Навои (здесь же сочетание стекла и камня); в — сочетание

ШрннмуеНпИ0^° Объоема общественного здания и отдельно стоящих точечных ба — Шенных домов в Зеленограде

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Ном участке быстро теряют свою первоначальную при­влекательность из-за запачканных стен, поломанных кругом деревьев, кустарников, вытоптанных газонов, по­врежденных ограждений вокруг зелени.

Возвращаясь к пространственной организации жи­лых районов, отметим, что принцип свободной планиров­ки в отечественной строительной практике 50-х годов впервые нашел применение в девятом эксперименталь­ном квартале Новых Черемушек в Москве (1956— 1957 гг.). В десятом квартале Новых Черемушек вопло­щение тех же принципов организации пространства по­лучило дальнейшее развитие (1961—1965 гг.). Первый застроен пяти — девятиэтажными, а второй еще и 16-этажными домами.

Применение протяженных домов и башен (т. е. ис­пользование контраста), удачное размещение обще­ственных зданий, любовно выполненное озеленение, гладь воды в бассейнах, пешеходные дорожки, покрытые плитками, т. е. искусственный ландшафт, создали запо­минающуюся пространственную композицию (рис. 63).

Именно своеобразие этих кварталов, их архитектур­ное решение обусловило столь большой интерес к ним как со стороны москвичей, так и приезжающих гостей, в том числе и из других стран.

В последующие годы свободная планировка явилась основой для строительства многих микрорайонов, квар­талов, жилых районов в различных городах нашей стра­ны.

Примером творческого подхода к формированию пространства, умелого использования специфики местно­го ландшафта, арсенала художественных средств архи­тектуры может служить новый жилой район «Ладзинай» р. Вильнюсе[17], выросший за несколько последних лет (1970—1972 гг.) на месте деревни того же названия, что по-русски означает «орешник». Здесь живет более 40 тыс. человек, район включает четыре микрорайона. Холмистая местность, дома, разнящиеся по высоте—пя-

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 63. 10-й квартал Новых Черемушек в Москве. Фрагмент за­стройки, план

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 64. Жилой район «Ладзинай» в Вильнюсе. Фрагмент застройки, і

Плай жилого района 1

Ти — девяти — двенадцатиэтажные, прямоугольные раз­личной протяженности, более сложной конфигурации, иногда повторяющие изгибы рельефа, повороты дороги, дома-башни, дома, ступенями спускающиеся по склону местности в направлении к реке, в сочетании с лесными массивами, отдельными группами деревьев и благо­устройством — подпорными стенками, лестницами, вы­ложенными из камня, дорожками из бетонных плиток, множеством цветов — создают очень выразительное объемно-пространственное решение (рис. 64). С каждой точки, с любого места перед взором идущего открыва­ются новые виды, перспективы, силуэты застройки на фоне зелени.

Шумные магистрали здесь не пересекают жилые кварталы, в каждом из них предусмотрена развитая сеть пешеходных дорог и дорожек, идущих от жилых домов к магазинам, школе, детским садам, яслям, пред­приятиям быта.

Запоминается общественно-торговый центр с веду­щими к нему подходами-ступенями, водоемом со скульп­турным изображением, заканчивающимся флюгером.

^ Весьма разнообразны и группы жилых домов. Соче­тание башенных и протяженных домов, домов простой и! более сложной формы, противопоставление глади стен фактуре камня подпорных ограждений, широкое использование цвета в различных сочетаниях (синего, желтого, красного и др.), своеобразное оформление

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 65. Застройка и благоустройство района «Ладзинай» с учетом рельефа местности. Детская площадка

Лестничных клеток 12-этажных домов, детские площадки с навесами и оборудованием для забавы ребят, кое-где «разбросанные» валуны — все это в сочетании с зе­ленью, в том числе и вьющейся вдоль стен, цветами вы­глядит весьма живописно и вызывает радостное ощущение (рис. 65).

Отрадно, что озеленению, благоустройству новых жилых районов сейчас повсеместно уделяется все боль­ше и больше внимания. Бережно сохраняются существу­ющие зеленые насаждения, высаживаются новые посад­ки. Много изобретательности можно видеть в организа­ции детских площадок, в изготовлении скульптурных изображений из различного материала, в устройстве

Плескательных бассейнов для ребят (рис. 66).

# # *

Первое впечатление о жилище создает общее реше­ние жилого района, микрорайона, архитектура отдель­ных зданий. Но красота современного жилища опреде­ляется также и интерьером самой маленькой жилой ячейки — квартиры. Принцип сочетания рационально­сти—целесообразности и эстетической выразительности также лежит в основе ее построения.

Говоря об организации пространства квартиры, мы подразумеваем ее планировку, характер взаимосвязи помещений — жилых комнат между собой, с прихожей, кухней, ванной и др., их площади, связь с окружающей средой, а также меблировку.

Вспомним японский жилой дом, именно его простран­ственная структура, единое пространство, при необходи­мости делящееся на несколько меньших пространств (меньших по площади помещений) при помощи легких передвижных перегородок (фасума), так выделяет этот Тип жилья и привлекает внимание архитекторов различ­ных стран.

Уже в жилище ближайшего будущего мы стремимся наряду с .увеличением площади отдельных помещений квартиры совершенствовать и ее пространственную структуру, еще больше наполнить светом и воздухом.

‘sal

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 66. Благоустройство и озеленение территории

В описанных выше проектах квартир нового жилого района Северное Чертаново явно выражена тенденция к слиянию пространств. Объединение даже двух смеж­Ных комнат э олну позволяет получить большее помеще — А — застройка среди существующих деревьев в Зеленограде: б Ный ландшафт в жилом районе «Жнрмунай» в Вильнюсе

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Нение микрорайонп в Навои; в — детская площадка в Навои; г — искусствен-


Ниє, часто залитое солнцем благодаря окнам, располо­женным с разных сторон.

Более совершенная организация пространства в этих квартирах находит выражение уже в трактовке перед­ней в виде близкого по форме к квадрату холла, примы­кающего к самой большой комнате, вместе с которой при помощи раздвижной перегородки они преобразуют­ся в единое помещение. Благодаря такой же перегород­ке к ним может прибавиться и площадь кухни-столовой.

Если посмотреть на два рядом стоящих жилых до­ма: старый доходный или возведенный сравнительно недавно в 40—50-х годах и построенный в течение не­скольких последних лет, то бросается в глаза разница в форме окон.

В первых они всегда вертикальные, в последних — горизонтальные. Узкое, вытянутое кверху окно весьма ограничивает обзор окружающей местности. Если в комнате даже два вертикальных окна, то видимое из них пространство — пейзаж разрезает простенок (рис. 67).

Горизонтальное окно, тем более во всю ширину на­ружной стены комнаты, дает значительно больше воз-

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

КРАСОТА СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА I

Рис. 67. Развитие связи между внутренним и внешним пространством 112

Можностей ощутить окружение, как бы слиться с ним. Еще лучше в этом отношении балкон, лоджия. И не случайно в домах последних лет мы их встречаем все чаще и чаще, они предусматриваются в каждой кварти­ре. Сегодня балкон, лоджия уже не роскошь, хотя они несколько и удорожают строительство. В квартирах района Северное Чертаново лоджия предусматривается равной ширине двух комнат, что обеспечит еще больший обзор, позволит расположиться здесь одновременно не­скольким членам семьи.

Пространственной организации квартиры должна со­ответствовать и ее меблировка. Большинство квартир прошлых лет загромождалось мебелью. Иначе, чем в середине комнаты под люстрой с лепной розеткой обе­денный стол и не мыслился.

Интерьер современной квартиры — это максимум свободного пространства, чему способствует встроенное оборудование, мебель, по своим размерам увязанная с площадью, высотой помещения, обои, служащие фоном для мебели. Все это вместе с хорошо подобранным до­полнением— декоративным изделием из керамики, де­рева или иного материала, небольшой картиной, эстам­пом, гравюрой, комнатной зеленью дает возможность достигнуть нужной выразительности, уюта, столь необ­ходимого жилищу (рис. 68, 69).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>